Сейчас малые пивоварни России не особо активно вовлечены в процесс решения стратегических вопросов отрасли. Есть ли в принципе у них перспектива в нынешних непростых условиях — вот как стоит вопрос на данный момент. Директор «Лаборатории живого пива» и председатель «Союза пивоваров Южного Урала» Илья Александрович Ройтенберг уверен, что все не так уж плохо.
Почему владельцы небольших пивоварен упорствуют в своем заблуждении о том, что от них мало что зависит в масштабах экономики страны? Чтобы понять их логику необходимо взглянуть на проблему под другим углом. В служебные обязанности Ильи Александровича, как главы профобъединения пивоваров, входит переписка с высшими должностными лицами государства, ответственными за принятие решений по регулировке отрасли (вплоть до Путина и Медведева). В процессе подобных обсуждений ситуацию их участники видят комплексно и всесторонне, видят как обстоят дела на данный момент, и как они могли бы обстоять. С учетом такого подхода, по словам Ройтенберга, эффективность объединения малых предприятий пивоваренной отрасли несомненна (что и стимулирует рост союза), потому как ситуация, в которой сейчас оказались малые пивоварни, не выгодна никому на рынке. Повод для депрессивных настроений у малого бизнеса этой отрасли есть, но те, кто не желает решать проблему сообща и совершать активных шагов только эту сторону медали и видят.
Продолжая мысль о точках зрения на проблему, глава союза пивоваров упоминает недавнюю эпопею с установкой учетного оборудования, в результате которой в выигрыше оказались предприятия, тянувшие с этим до последнего, потому как политика была вскоре пересмотрена. Однако видит он в ней и позитив, так как в ходе этой кампании на уровне нормативных актов были зафиксированы отличия между крупными и малыми пивоварнями (вплоть до мощностей в 300 тысяч дал).
Некоторые "аргументируют" свою неактивную позицию просто физической невозможностью для малой пивоварни с несколькими людьми в штате осуществлять представительские функции. Но Ройтенберг считает, что союзы для именно для этого и нужны, и не сомневается в дальнейшей успешной консолидации пивоваров. Да, на данный момент малые пивоварни разрозненны, и тягаться с большими корпорациями не могут. Но суммарный их вклад в экономику весомый. В абсолютных цифрах с пивоваренными монстрами конкурировать они не могут — так, одно лишь закрытие челябинской "Балтики" стоило местному бюджету 93,3 % акцизных поступлений. Однако и малое предприятие обеспечивает занятостью местное население (причем и смежных отраслях — логистической, сельскохозяйственной, упаковочной и т.п.) и вносит вклад в казну.
Илья Александрович признает, что последнее десятилетие, переполненное, по его словам, необоснованными обвинениями в адрес пивоваров, ворохом бесполезных законопроектов и массой информационных атак (совершаемых явно не без участия "пекущихся о здоровье народа" двуличных водочных лоббистов) сказывается на отрасли далеко не лучшим образом. Все чаще владельцы небольших предприятий задаются вопросом о целесообразности дальнейшего ведения бизнеса. Но, быть может, именно такой переломный момент в истории малого пивоварения и есть лучшей из причин для активной защиты своих интересов?
Как бы ни сложилась судьба пивоварен-одиночек, Ройтенберг уверен в выживании отрасли в целом и ее малых предприятий (хоть и в консолидированной форме) — в частности. Для себя и всех живущих профессией пивоваров плюс он видит уже в том, что уже десятки лет занят любимым делом даже вопреки обстоятельствам. А сообща, по его твердому убеждению, сложившиеся обстоятельства они преодолеют и на этот раз.